Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте

Семья и отношения

Для того чтобы у людей сформировалось бережное отношение к природе нужно воспитывать детей с ранних лет. Экологическое воспитание подразумевает развитие представлений об окружающем мире и способах его сберечь.

Особенности процесса

Рассказывать о том, почему нельзя бросать мусор и защищать вымирающие виды полезно, но малорезультативно. Гораздо лучше вести просветительскую работу вместе с развитием познавательной деятельности.

Задачи экологического воспитания:

  • Выработать ответственность за окружающий мир.
  • Предупредить развитие разрушительных действий.
  • Сформировать представления о тесной взаимосвязи природы и всего живого;
  • Выработать эстетический вкус.

Экологическое воспитание может проводиться разными способами и поэтому не стоит ограничивать чем-то одним. В младшем дошкольном возрасте дети отзывчивы и если им доступно объяснить чужие чувства, то они надолго усвоит материал.

Некоторые приемы

Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Во время прогулок можно рассказывать о проблемах окружающей среды и путях решения. Например, если вокруг валяется мусор, то это отравляет почву и представляет опасность для птиц, животных. Пластик, который плавает в мировом океане уничтожает рыб и морских зверей.

Желательно часто выбираться в парки, леса, озера, реки. В такой обстановке проще знакомить с местной флорой и фауной. Хорошей базой будут зоопарки, ботанические сады, музеи.

Пример занятия

Для того чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к природе нужно показать ему, что и как работает в мире. Например, песок может быть сухим и мокрым. Ребенку предлагают потрогать оба вида, изучить его и сравнить. Сухой можно пересыпать (например), а мокрый служит отличным материалом для лепки.

На мокром песке хорошо остаются следы и отпечатки, зато сухой приятнее держать в руках, и он может прогреваться. Влажным он становится после смачивания водой или дождя.

Такие простые опыты позволяют наглядно продемонстрировать ребенку, что на окружающую среду влияет все. И не всегда положительно. Например, выброшенный окурок или небрежно разведенный костер приведут к пожару. Он уничтожит не только деревья, но и множество живых существ.

Родители должны быть примером и образцом во всем. Тогда дети будут перенимать поведение и привычки. Например, если мама разводит комнатные цветы и ухаживает за ними, то малыш будет повторять ее действия. Можно купить ему маленькую лейку и попросить помочь поливать. Растения с крупными листьями нужно мыть, и ребенок может делать это самостоятельно.